Риторика и ораторское мастерство
Курс повышения квалификации
Продолжительность курса 16 ак.час.
Этот курс мы рекомендуем пройти в качестве второго уровня после прохождения курса общей риторики тем, чья деятельность связана с выступлениями на публике или с необходимостью по роду деятельности проводить совещания с большим количеством сотрудников..
Есть ли разница между прирожденным оратором и человеком в совершенстве освоившим ораторское искусство?
Одаренному от природы человеку легко говорить на любые темы, он непринужденно вступает в контакт с незнакомыми людьми, свободно чувствует себя в большой компании, выступая перед аудиторией , не испытывает стеснения или зажима, может говорить о деле, забывая о себе.
Но много ли таких людей? На самом деле, очень мало. И не все вызывают наше восхищение и желание подражать. То, что дается человеку легко, без труда, часто используется им в полсилы или далеко не в конструктивных целях. Ведь легкость в общении и «развязанный» язык – это всего лишь форма, очень важно, каким содержанием наполняет ее человек.
Гораздо больше ценятся окружающими глубокие люди, которым есть , что сказать. Некоторые из них со временем сами преодолеют свои комплексы в общении, в том числе, страх и волнение перед выступлением, большинству же снять барьеры помогают занятия ораторским мастерством. Риторические упражнения и тренировка навыков публичного выступления способствуют ускорению этого процесса, позволяя отработать на практике приемы и техники успешного оратора.
Иногда пройти курс ораторского мастерства необходимо человеку по требованиям к его профессии: политикам , чиновникам, общественным деятелям, юристам, публичным бизнесменам, преподавателям, тем профессионалам, для которых важно уметь убеждать других в своей правоте, нравиться, производить приятное впечатление .
Прямое общение с аудиторией включает в себя не только воздействие оратора на аудиторию, но и мощное ответное воздействие аудитории на оратора.
Случается так, что человек вынужден выступать перед малознакомой аудиторией, и хотя тема – важная для аудитории, настроенной благожелательно, и у выступающего есть, что сказать, но оратор скован, испытывает страх перед залом, говорит тихо, невыразительно, без акцентов, и аудитория постепенно утрачивает интерес. В результате оратор начинает нервничать, сбивается с темы и окончательно теряет контакт со слушателями. Даже хорошо зная тему выступления, оратор не сумел удержать внимания.
Преодоление внутренней скованности, блокирующей способность излагать и убеждать – одно из умений, которому также учат на курсах ораторского мастерства.
Хороший речевой тренер помогает к тому же запустить механизм постоянного самообучения и самосовершенствования мастерства устного публичного выступления.
В каких формах проходит обучение? Это :
- все формы устного выступления: публичное выступление перед группой с получением обратной связи на выступление слушателя от тренера и других участников;
- формы дискуссионных коммуникаций: отстаивание своей точки зрения;
- работа в малых группах и в парах;
- выступления с записью на видеокамеру с последующим анализом и рекомендациями тренера;
В программе:
- отработка всех элементов публичного выступления, в том числе в таких форматах как презентация, доклад, выступление на совещании, убеждающее выступление; мотивационная речь; тосты и спичи по официальным и личным поводам;
- отработка приемов взаимодействия с залом во время выступления;
- тренинг ассертивного поведения, уверенности в себе во время коммуникаций с различными людьми и аудиториями, во время публичного выступления
- тренинг эмоциональной устойчивости, использования элементов саморегуляции, перед и во время публичного выступления;
- тренинг способности влиять на изменение мнения речевого партнера или зала, выходить из положения в нестандартных, негативных, неожиданных ситуациях, при поступлении каверзных вопросов
- отработка импровизационных моментов в публичном выступлении, умений использовать юмор, эрудицию, эзоповский язык, парадоксы, мыслить вслух и «зажигаться» от слов партнера; говорить экспромтом на любую тему;
- отработка невербальных элементов ораторского мастерства : жестов и поз оратора, взгляда, мимики;
- отработка владения своим голосом как инструментом оратора: тембр, скорость, интонации;
Методы и формы работы:
- В качестве иллюстративного материала используются видеозаписи реальных выступлений, дебатов и презентаций; рекламные ролики;
- Теоретический материал подаётся в форме коротких схематических презентаций, удобных для усвоения и запоминания.
Все направления обучения отделения риторики