Как проводить отбор администраторов клиники и медицинского центра
Проведение собеседования при отборе администраторов клиники
В форме свободного диалога менеджер должен составить предварительное общее представление о личности претендентки на роль администратора.
Ряд рекомендаций поможет определить выраженность необходимых качеств будущего администратора.
1. Определите, в какой мере девушка соответствует принятому в клинике стандарту.
Учитывается:
¨ самопрезентация - способность представиться, преподнести себя наилучшим образом, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки;
¨ визуальная культура - внешний облик, т.е. манера держаться, стиль одежды, прическа, макияж, ухоженность рук и жестикуляция, телодвижения, мимика лица (улыбка, взгляд, доминирующее выражение);
¨ аудиальная культура - произнесение звуков речи, расстановка ударений, тембр голоса, использование интонаций, скорость речи;
¨ коммуникативная культура - манера держаться с собеседником, слушать и слышать его, навыки рефлексирующего и эмпатического восприятия, умение поддерживать диалог;
¨ эмоциональная сфера - основной диапазон эмоций (стеничность - астеничность), подвижность и гибкость эмоциональных реакций в процессе беседы;
¨ интеллект (в той манере, как он проявляется во внешнем облике, манере говорить и участвовать в беседе) - сообразительность, находчивость, переключаемость мышления и внимания, логичность выражения мысли и построения фраз, скорость ответов на вопросы;
¨ нравственный статус - доброжелательность, отзывчивость, сопереживание (в той мере, как эти качества могут проявиться в контексте собеседования, в оценках действительности, людей вообще, партнеров по прежней работе);
¨ физиогномика - обаяние и семантика (знаковость) черт и выражения лица - какие ассоциации и переживания они могут вызывать у партнеров вероятнее всего: приятные (впечатления о честности, серьезности, энергичности, уважительном отношении к людям, альтруизме и т.д.) или неприятные.
2. Выявите уровень зрелости личности.
Учитывается:
¨ чувство самоуважения – уровень притязаний, самодостаточность, умение воспринять замечания в свой адрес и советы ведущего собеседование;
¨ самостоятельность - зрелость суждений, независимость от предубеждений и сомнительных стандартов поведения;
¨ целеустремленность - направленность на дело, самоусовершенствование, творческий рост;
¨ самокритичность - адекватная оценка своих способностей, внешних данных, жизненного опыта.
3. Сделайте прогноз личностного и профессионального роста кандидата.
Выявляются:
¨ мотивы обращения в фирму и поступления на должность администратора;
¨ наличие потенциалов - интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, волевых;
¨ желание работать над собой - стремление приобретать новые знания и навыки, преодолевать свои недостатки и трудности личностного и профессионального роста, изменять свое «я» в лучшую сторону.
Достоинства и недостатки претендента на роль администратора (манеру общения, уровень аудиальной и коммуникативной культуры, сообразительность) можно определить в нескольких направлениях (темах) беседы:
1. «Дипломная работа».
Такое направление беседы задается кандидатам, недавно закончившим ВУЗ. Менеджер проявляет интерес к теме диплома, методам сбора и обобщения данных, терминологии, полученным выводам.
Что выявляется:
¨ способен ли кандидат рассуждать грамотно, конкретно, с пониманием заданного вопроса или его суждения поверхностные, неосмысленные;
¨ может ли он объяснить суть, детали и термины любопытному, но не подготовленному партнеру (психолог играет именно такую роль);
¨ в ладах ли он с логикой;
¨ владеет ли терминами, которые употребляет, или ограничивается их вольной интерпретацией;
¨ чувствует ли необходимость пояснять партнеру незнакомые понятия или их надо из него «вытягивать»;
¨ рассчитывает ли свое повествование на собеседника или ориентирован «на себя», т.е. излагает мысли без упреждения реакций и затруднений в восприятии;
¨ может ли сохранить линию повествования, когда «несообразительный» и «бестактный» собеседник (в некоторых моментах его демонстрирует психолог) прерывает, задает «глупые» вопросы
¨ как реагирует на «несообразительного» собеседника - с готовностью дать пояснения, спокойно, с раздражением;
¨ может ли подвести итог сказанному («О чем же ваша дипломная работа, если ее суть выразить в нескольких словах»? или «Каков основной итог вашего изыскания?» и т.п.);
2. «Прежняя и новая (предстоящая) работа».
Вопросы: |
Что выявляется о претенденте |
В чем заключалась Ваша работа (должностные обязанности)? |
¨ Способен ли четко определить исполнявшиеся функции, обозначить зону ответственности или избегает конкретики, чтобы снизить ответственность и самоконтроль ¨ Как на этом фоне могут восприниматься и оцениваться те функциональные обязанности, которые придется выполнять (полностью или частично) на новом месте (у нас). |
Что Вам нравилось на прежнем месте работы? Что давала работа уму и сердцу? |
¨ Умение (неумение) находить свой интерес и положительные моменты в заданных обстоятельствах. ¨ Объективность посылок и выводов. ¨ В чем видится позитивное - деньги, дело, престиж, люди, возможность познания, роста и т.п.
¨ Сохраняет ли свое значение позитивное видение чего-либо или здесь же (в разговоре) оно устраняется, обесценивается под влиянием каких-либо обстоятельств - самооправдание, снижение ответственности и т.д.. ¨ Уровень притязаний. |
С чем Вам не хотелось бы еще раз столкнуться в работе на новом месте? |
¨ Зоны эмоционального напряжения - деньги, коллеги, организация работы, личные качества начальства и т.п. ¨ Объективность посылок и выводов |
Что Вы знаете (как себе представляете) работу администратора, на которую Вы хотите устроиться? |
¨ Полнота представлений о функциональных обязанностях ¨ Наличие упрощений и ограничений функций, что может свидетельствовать о непонимании ответственности или об установках на легкий заработок, халтуру. |
Почему Вы хотите работать администратором? |
¨ Содержание мотивов - материальные, альтруистические, коммуникативные, личностного роста, самоутверждения, бытовые (удобный график, близко живу). |
3. «Актуальная проблема».
Менеджер касается того или иного события из светской, политической, культурной жизни страны (города), оказавшегося в центре массовых средств информации, общественного мнения, слухов.
В ходе собеседования менеджер по персоналу должен выявить у кандидата:
¨ «живость ума» - способность рассуждать, делать выводы, предугадывать следствия;
¨ коммуникативные навыки - умение «публично мыслить», поддержать разговор, показать интерес, выслушать партнера, выразить свое мнение, умение спорить, не подавляя собеседника и т.д.;
¨ зрелость оценок и суждений или приверженность стереотипам;
¨ открытость - замкнутость позиций - желание или нежелание высказывать личное мнение, афишировать убеждения;
¨ особенности экспрессии (мимика, жесты, звучание голоса) в зависимости от занятой позиции - согласие, несогласие, нейтралитет.
Одним из основных критериев успешности будущего администратора является наличие выраженных коммуникативных навыков - способности располагать к общению, производить благоприятное впечатление на партнеров, вызывать доверие своей внешностью и манерой поведения.
Также важно обратить внимание на потенциальную конфликтность кандидата. На высокую вероятность могут указывать, например, такие высказывания:
¨ «С предыдущего места работы пришлось уйти из-за кого-либо (начальника, коллег, мужа и т.д.)»;
¨ «Я люблю правду и могу высказать ее любому»;
¨ «Думаю, я справлюсь с работой администратора» (заявление делается до того, как выяснено содержание предстоящей деятельности и круг обязанностей);
¨ «Я считаю себя лидером (мне нравится быть лидером)»;
¨ «Мне удается найти подход к любому человеку», «Я полагаю, что найду общий язык с любым партнером, пациентом»;
¨ «Меня не устраивало то, чем приходилось заниматься на работе»
¨ «Мне бы хотелось большего» (перечисляются роли и функции, с которыми претендент вряд ли справится);
¨ «Если работа мне не нравится, я за нее не держусь»;
О высокомерии и негативном отношении к людям свидетельствуют такие суждения:
¨ «У богатых свои причуды, мне их не понять»
¨ «Работать и общаться с людьми трудно - они очень капризны, придирчивы, им не угодишь»;
О неустойчивости намерений работать и возможной смене занятий свидетельствуют такие заявления:
¨ «Я еще не решила, что мне выбрать» (далее следует перечень планов и вакансий);
¨ «Возможно, я не буду работать, а пойду учиться»;
¨ «В принципе меня не интересует заработок, меня обеспечивает муж, мне хочется чего-то для души (надоело сидеть дома)»;
Об отсутствии коммуникативной культуры, о недоброжелательности и агрессивности свидетельствуют:
¨ нападающая манера разговора («Разве я непонятно объясняю?» «Зачем Вам об этом знать?» «А почему Вы так спрашиваете?»)
¨ навязчивое стремление оправдываться, когда проводящий беседу указывает на допущенные ошибки или неточности;
¨ недовольный вид, демонстрация равнодушия к собеседованию;
¨ самоуверенность, желание произвести неотразимое впечатление;
¨ преподнесение с апломбом названий фирм, в которых пришлось работать или должностей, которые довелось занимать.
О сниженных коммуникативных потребностях говорят такие признания:
¨ нет времени бывать в театрах, читать книги;
¨ редко бываю в компании, принимаю гостей, хожу в гости;
¨ люблю отдыхать в одиночестве.
В конце собеседования менеджер по персоналу должен сформировать определенное впечатление о кандидате, которое лучше всего выразить в письменной форме. Например, по 10 бальной шкале «взвесить» следующие критерии:
1. Визуальное впечатление
Манера держаться
Черты лица
Улыбка
Взгляд
Мимика
Доминирующее выражение лица
Стиль в одежде
Прическа
Макияж
Руки
Жесты и телодвижения
2. Аудиальная культура
Произношение
Ударения в словах
Стройность речи
Голос
Темп
Интонации
3. Коммуникативные навыки
Умение слушать
Участие в диалоге
Умение реагировать на трудные вопросы
Чувство юмора
Таким образом, менеджер по персоналу получит полное представление о личности кандидата с тем, чтобы впоследствии сделать правильный выбор на позицию.
Курсы и семинары для персонала медицинских центров и клиник