Главная Kонтакты

Пройди тест Подарочные сертификаты

Таможня «серая» и «белая»: плюсы и минусы

 

Более 80% поставок импорта из Китая в Россию происходит по «серым» схемам с применением фиктивных документов и офшорных фирм. Эти схемы активно используются в России и странах Таможенного союза. Статья  генерального директора ГК «Санна» Сергея Шкарупы – о преимуществах и рисках «серых» схем таможенного оформления.

Какие преимущества имеет таможенное оформление в «серых» поставках?

  1. Возможность занижения или завышения таможенной стоимости товара. Занижение стоимости через офшоры или Гонконг помогает снизить таможенную пошлину и уплату НДС, завышение ― выгнать деньги за рубеж, увеличить расходы, уменьшить доход и снизить налоги покупателю.
  2. Возможность избежать потерь времени и расходов на выполнение бюрократических требований и процедур. Брокер делает фиктивные или полулегальные документы или подтасовывает поставку под уже давно легализованные документы других импортеров или зарубежных поставщиков. Роль импортера играет фирма-однодневка: исчезая, она не оставляет никаких следов.
  3. Нет необходимости в легализации своих доходов для оплаты товара зарубежному поставщику. Покупатель платит учтенными и неучтенными рублями, используя свои и брокерские однодневки, участвующие в цепочках его «серых» поставок. Вывод денег за границу происходит на офшор через свои финансовые каналы и банки и частично через рамочный контракт своего подставного импортера.
  4. Возможность изменить страну происхождения и отправления товара. Это помогает избежать пристального внимания таможни к грузу (например, досмотров китайского груза) и высоких корректировок таможенной стоимости, оставаясь на нижней планке таможенных профилей риска (например, сделав китайский груз европейским).
  5. Есть надежда и шанс уйти от ответственности за качество импорта. Товар ввезен на Х-импортера и к покупателю поступает через 2-3 однодневки. Покупатель становится законопослушным. (С 2011 года это правило не работает ― отвечает тот, кого найдут.)
  6. Нет необходимости регистрироваться в качестве участника ВЭД. Не надо связываться с ведением ВЭД. Все функции ложатся на «серого» брокера, который тоже порой мало что знает в этой области. Такие импортеры существуют около года, пока не нависнет угроза проверки. В какой-то момент они ликвидируются вместе с обязательствами, документами, отчетами, учетами и архивами. На «нет» и суда нет.
  7. Таможенники в основной массе лояльно относятся к «серым» схемам. Они всегда подкреплены материальным ресурсом, а нужные документы прикрытия «серый» брокер под их рекомендации всегда изготовит. С другой стороны, если таможне необходимо выполнить план, то есть к кому применить КТС, начислить или увеличить таможенные платежи и НДС. Удобно.

У покупателя с производителем даже может быть заключен прямой контракт. Но «серая» схема не может существовать без промежуточных зарубежных и российских фирм. Включение в поставку офшоров или гонконгских компаний подразумевает, что производитель-экспортер должен заключить контракт с офшором, получить оплату от него и отгрузить ему товар. Офшор то же самое проводит с импортером «серого» брокера. Этот импортер делает то же самое с цепочкой фирм-однодневок, последняя из которых может иметь договор с покупателем или просто поставить ему товар с «липовыми» документами или вообще без них.
«Серые» брокеры часто применяют схемы, где после выхода товара из Китая все контракты и документы в пути меняются на абсолютно новые, о которых уже не знают и не узнают ни производитель в Китае, ни экспортер, ни покупатель. Он, как и все, регистрируется на российской таможне и имеет отношение к реальности лишь в приложении, где указывается название товара. Это один из самых наглых и эффективных способов. Внешне он похож на легальные и законные сделки. Чтобы его раскрыть, необходимо потратить много времени, средств и желания, которых у контрольно-надзорных органов по разным причинам нет, или нет команды сверху.
Возможности «серых» поставок активно используют китайские производители. Узнав про офшор в поставке в РФ, они часто выставляют вместо себя «левую» местную или гонконгскую фирму. Она станет поставщиком для экспортера, который в свою очередь отправит груз на адрес офшора. Ни российский покупатель, ни «серый» брокер об этом даже не будут догадываться и никогда не смогут проверить. Так, формируя параллельную контрактную цепочку для российской таможни и «серого» брокера, китайский производитель страхует себя в КНР от проблем с законом. Дополнительно он получает возможность отправить покупателю товар более низкого качества или под видом своей продукции ― аналогичную с подпольного производства либо контрафакт. Кроме этого, можно дать покупателю много гарантийных и других бесплатных обязательств и не выполнить их. Покупатель его уже никогда не достанет, даже через органы власти.
Самое страшное в «серых» схемах то, что груз де-юре не будет являться собственностью покупателя и покупатель не сможет предъявить претензии ни к кому, кроме последней однодневки, которой он официально платил. Но об этом начинают думать, когда что-то произойдет или, как говорят брокеры, «пойдет жара».

Каким рискам подвергается покупатель груза, ввезенного по «серой» схеме?

  1. В случае нарушения качества продукции или возникновения проблем, попадающих под гарантийные обязательства производителя, то есть всего того, что не выявляется сразу при осмотре, виноватым в России будет покупатель. И вы ничего не сможете доказать или потребовать с ваших партнеров по контрактам, нарисованным для ввоза по «серой» схеме, да и не с кого будет требовать.
  2. Во время доставки груза могут произойти различные ситуации: порча, утрата, кража, задержки, потери и т.д. Доказать право собственности на груз и убыток, чтобы вернуть хотя бы деньги, будет практически невозможно. Покупатель де-факто не платил ни производителю, ни офшору, ни Х-импортеру, а значит, ни убытков, ни права владения нет и не возникает.
  3. Если что-то пойдет не по плану «серого» брокера при прохождении российской таможни, покупатель может лишиться груза. Ни де-юре, ни де-факто ни у покупателя, ни у брокера реальных прав на груз нет. Права есть у офшора и Х-импортера.
  4. Подставные импортеры ввозят груз по рамочным контрактам. Это многомиллионный контракт с офшором, по которому разным заказчикам поставляется все ― от атомного реактора до куриных яиц. Любая проблема на таможне или в налоговой по любой из многочисленных поставок ― и Х-импортер получает красную карточку. Контракт один, поэтому проблемы тут же отразятся на ввозе других товаров и других покупателей.
  5. «Серый» брокер платит только на словах. Если ситуация на таможне будет не очень сложная, то покупатель попадет на удорожание схемы или простои транспорта, пока все не уладится. Если все будет серьезно, тогда брокер, как и его импортер, исчезнут. Сидеть не хочет никто, тут не до имиджа. Возможно, с помощью денег или связей вопрос можно будет решить, но тогда стоит посчитать, во что обойдется псевдоэкономия.
  6. Судебная и согласительная практика показывает, что платить придется тому, кого найдут, а это, как правило, и есть покупатель. После таможни по «серой» схеме груз от импортера должен попасть к покупателю и легализоваться. Для этого «серый» брокер проводит поставку покупателю через свои же 2-3 компании-однодневки. На практике такие «прокладки» редко бывают чистыми. Обычно через них сливается много разных сделок. Поэтому во время их проверок покупателя увидят по банковским платежам. Встречайте новые проблемы.
  7. Для оплаты товара покупателю придется довериться «серому» брокеру, его фирмам-однодневкам и полулегальным каналам оплаты за рубеж. Это риски потери денег или приобретения проблем с валютными и финансовыми контролирующими органами.

Существует всего 5 вариантов прямого или косвенного попадания покупателя в «серых» схемах: со стороны таможни, налоговой, банков, органов валютного контроля и силовых структур.

Каковы простейшие признаки «серых» схем?

Даже если вам доказывают, что такие предложения законны, идеально «белые» или правомерны, смотрите на следующие позиции:

  1. У вас должен быть прямой контракт с импортером, и соответственно по нему вы должны платить за свою сделку. Он должен дублировать ваш контракт или договоренности с производителем и контракт импортера с производителем. Помните, что доказательством владения грузом и далее понесенных убытков является фактическая оплата поставщику.
  2. У импортера должен быть прямой внешнеторговый контракт с вашим зарубежным производителем или с его экспортером (последнее относится к Китаю, где необходима экспортно-импортная лицензия). Что бы вам ни говорили, не верьте, что для импортера достаточно формального контракта на 1-2 листах с русско-английским текстом. ВЭД-контракт должен как минимум соответствовать требованиям таможни и вашим условиям с производителем.
  3. Наличие копии контракта между экспортером-поставщиком и вашим производителем, что возможно только при легальной и чистой сделке со стороны ее участников. Копия должна быть идентична вашему экземпляру. Если ее не дают, это указывает на фальшь, которая рано или поздно вам навредит.
  4. Х-импортер должен предоставить вам подтвержденные банком платежные документы, что ваши деньги, полученные им, конвертированы в валюту, напрямую оплачены именно производителю или экспортеру и именно за ваш товар.
  5. После отправки вашего груза из страны производителя импортер должен предоставить вам оригинал экспортной таможенной декларации, транспортные и другие сопроводительные документы. Это относится к любой стране и уж точно важно при отправках из Китая. Там не должно быть каких-либо третьих участников ― только ваш производитель или экспортер, ваш импортер и перевозчик.
  6. После таможенного оформления в России вам должна быть предоставлена таможенная декларация (ТД). Как правило, «серые» брокеры ее не дают, в лучшем случае сообщают только номер ТД. При этом, если ее проверить, вероятность соответствия сведений, указанных в ней, с реально доставленным товаром составляет не более 30-40%. При постановке товара на баланс любая налоговая инспекция потребует от покупателя эту ТД и проверит ее по своей базе с базой ФТС. Если обнаружатся несовпадения или отсутствие ТД, то у покупателя начнутся проблемы.
  7. Отсутствие печати лицензированного таможенного брокера на ТД также является признаком «серой» схемы. Такая лицензия стоит 1 млн €, и ни один из «белых» лицензированных брокеров не будет подписывать «серые» декларации.

Если что-то из вышеперечисленного не будет выполнено или предоставлено, будьте уверены, что вы в «серой» зоне. Тогда вернитесь к пункту «Каким рискам подвергается покупатель груза, импортируемого по «серой» схеме?» и живите надеждой. Возможно, какое-то время вы будете счастливы, но такое счастье быстро проходит.

Каковы преимущества «белого» таможенного оформления?
Прямой контракт с производителем ― для таможни весомый аргумент чистоты сделки. Неважно, у вас, если вы импортер, или у вашего аутсорсера, предоставляющего услугу с техническим импортером-получателем. «ВЭД-аутсорсинг», или ВЭД-агент, или «Экономический или ВЭД-оператор» ― такая услуга в «белом» формате появилась на рынке около трех лет назад.

  1. Прямой контракт позволяет доказывать реальную стоимость товара и тем самым избегать корректировок и экономить на пошлинах и уплате НДС. По очень многим товарам «белые» поставки обходятся дешевле, чем «серые», а в судах более 80% дел в спорах с таможней выигрывают «белые» импортеры. Проигрывают только из-за того, что не предоставили всех доказательств. Именно поэтому сейчас многие участники рынка переходят на «белые» схемы.
  2. Вы всегда можете доказать собственность на свой товар, возместить убытки и потребовать выполнения условий сделки от участников контрактной цепочки (покупатель-импортер-производитель). Вы всегда можете предъявить обоснованные претензии любым третьим лицам, включая государственные структуры и конкретных чиновников, если их действия принесли вам убытки.
  3. Проверки таможни и попытки сделать корректировки, которые могут быть в течение трех лет после поставки, уже не страшны. Вы всегда можете доказать свою правоту, а весомых аргументов, чтобы «наехать» на вас по ВЭД-сделке, у контрольно-надзорных, таможенных и фискальных органов просто не будет.
  4. В прямом контракте и «белой» поставке отсутствует система прокладок из фирм-однодневок. Поэтому вы застрахованы от проблем встречных и прямых налоговых, валютных и правоохранительных проверок, а значит, от административных, налоговых, уголовных и финансовых рисков.
  5. Сокращаются расходы и риски на простоях транспорта в таможнях и на потерях, связанных с «серыми» таможенными и транзитными финансовыми схемами платежей. Вы платите за то, что получили, а не за то, что должны были получить.
  6. В бизнес-сообществе вас уже никогда не будут называть контрабандистом, а ваши покупатели и партнеры вместе с вами получат стабильность и надежность в снабжении и уверенность в работе. Ведь проверки по цепочке платежей и движению товара придут и к ним.

Какие недостатки у «белого» таможенного оформления?

  1. В ВЭДе вы становитесь более прозрачным, а значит, надо думать над новыми способами оптимизации расходов и налогов, то есть вам потребуется много грамотных специалистов, содержание которых выходит в копеечку.
  2. Иногда вам будут мешать конкуренты, которые продолжат играть с государством в «серые» игры и по отдельным товарам получат небольшое ценовое преимущество. Вам потребуются новые аргументы и доказательства своих преимуществ и немного терпения. Вы же считаете по итогам года, во сколько в сумме всех затрат и расходов обходятся «серые» схемы и «белые», поэтому сделаете правильные выводы. Аппетиты проверяющих и контролирующих только растут, и они умнеют с каждым кварталом. У «серых» все равно будут проблемы, которые перейдут на их потребителей, и они вернутся к Вам.
  3. Ответственность за качество груза лежит на покупателе, так как его легко будет найти. Но если в контракте прописано все правильно, то всю ответственность легко переложить на производителя и потребовать с него компенсации. Если вы реализуете поставку через ВЭД-аутсорсера, то это сделать еще проще.

Многие участники ВЭД считают процедуру таможенного оформления и ведения ВЭД в России самым рискованным и сложным пунктом внешнеторговой поставки. К сожалению, это так:

  • сложный (3 уровня, более 600 отсылочных актов) Таможенный кодекс ТС;
  • постоянно меняющееся законодательство с противоречащими ему подзаконными актами и распоряжениями ведомств и министерств;
  • высокая степень, особенно в таможне, государственного администрирования ВЭД мерами тарифного и нетарифного регулирования;
  • сильная зависимость бизнеса от действий и собственных интересов министерств и ведомств;
  • высокий уровень бюрократизации таможенных процедур, ведения ВЭД и валютно-финансовых операций и соответственно высокий уровень коррупции и зависимости участников рынка от решений и интересов отдельных чиновников;
  • чрезмерный контроль за таможенными и валютными операциями со стороны государственных контрольно-надзорных, фискальных и силовых органов власти, который при всей объемности, бюрократизации и сложности все равно не эффективен.

Важнейшей проблемой стал дефицит квалифицированных кадров в сфере ВЭД. Она вышла на первый план и опередила проблему с уплатой и возвратом НДС в экспортно-импортных сделках. Снижение профессионализма и низкий уровень компетенций в ВЭД, логистике и таможенных вопросах наблюдается и среди участников рынка, и в государственных органах власти. 

 

Все курсы и семинары для логистов

Запись на курсы

 

 
 Google Мы в Google+ Рейтинг@Mail.ru - - Яндекс.Метрика - Google+ - Яндекс цитирования -